Неточные совпадения
Эта основная
истина о свободе находила свое отражение в
учении об естественном праве, о правах человека, не зависящих от государства, о свободе не только как свободе в обществе, но и свободе от общества, безграничного в своих притязаниях.
Нелюбовь к
истине определяется не только нигилистическим или скептическим к ней отношением, но и подменой ее какой-либо верой и догматическим
учением, во имя которого допускается ложь, которую считают не злом, а благом.
Он первый возвестил людям
учение свободы, равенства и братства и мученичеством запечатлел, утвердил
истину своего
учения».
«Если бы действительно преисполнились
истиною Христовою, а не диаволова
учения, — совсем не то написали бы в вашей новой книге.
Я верю в
истину и справедливость этого
учения и торжественно признаю, что вера без дел мертва есть и что всякий истинный христианин должен бороться за правду, за право угнетенных и слабых и, если нужно, то за них пострадать: такова моя вера» [См.: А. Воронский. «Желябов».
В Церкви заложена вся полнота бытия, в сознании церковном заключены все частичные
истины сект и ересей, оккультных школ и теософических
учений.
Во всех оккультных
учениях скрыта, в сущности, все та же таинственная
истина о человеке-микрокосме.
Догматы, откровенные
истины веры — не теории, не
учения, не метафизика, не богословие.
И так изобретенное на заключение
истины и просвещения в теснейшие пределы, изобретенное недоверяющею властию ко своему могуществу, изобретенное на продолжение невежества и мрака, ныне во дни наук и любомудрия, когда разум отряс несродные ему пути суеверия, когда
истина блистает столично паче и паче, когда источник
учения протекает до дальнейших отраслей общества, когда старания правительств стремятся на истребление заблуждений и на отверстие беспреткновенных путей рассудку к
истине, — постыдное монашеское изобретение трепещущей власти принято ныне повсеместно, укоренено и благою приемлется преградою блуждению.
Несмысленные! не ведали, что, истребляя превратное или глупое истолкование христианского
учения и запрещая разуму трудитися в исследовании каких-либо мнений, они остановляли его шествие; у
истины отнимали сильную опору, различие мнений, прения и невозбранное мыслей своих изречение.
Предполагалось, что
учение Христа передается людям не как всякая другая
истина, а особенным, сверхъестественным способом, так что истинность понимания
учения доказывается не соответственностью передаваемого с требованиями разума и всей природы человека, а чудесностью передачи, служащей непререкаемым доказательством истинности понимания. Возникло это предположение из непонимания, и последствием его была невозможность понимания.
Всё
учение откроется и уяснится духом
истины.
Вместо угроз наказания за неисполнение правил, которые выставлялись прежними законами, как религиозными, так и государственными, вместо приманки наград за исполнение их,
учение это призывало к себе только тем, что оно
истина.
И потому главная деятельность человека, желающего служить обществу и улучшить положение человечества, должна по этому
учению быть направлена не на уяснение
истины и исповедание ее, а на улучшение внешних политических, социальных и, главное, экономических условий.
Ведь стоит только человеку нашего времени купить за 3 копейки Евангелие и прочесть ясные, не подлежащие перетолкованию слова Христа к самарянке о том, что отцу нужны поклонники не в Иерусалиме, не на той горе и не на этой, а поклонники в духе и
истине, или слова о том, что молиться христианин должен не как язычник в храмах и на виду, а тайно, т. e. в своей клети, или что ученик Христа никого не должен называть отцом или учителем, стоит только прочесть эти слова, чтобы убедиться, что никакие духовные пастыри, называющиеся учителями в противоположность
учению Христа и спорящие между собою, не составляют никакого авторитета и что то, чему нас учат церковники, не есть христианство.
То же происходит и теперь в нашем человечестве при переходе, переживаемом нами, от языческого жизнепонимания к христианскому. Общественный человек нашего времени приводится самою жизнью к необходимости отречься от языческого понимания жизни, не свойственного теперешнему возрасту человечества, и подчиниться требованиям христианского
учения,
истины которого, как бы они ни были извращены и перетолкованы, все-таки известны ему и одни представляют разрешение тех противоречий, в которых он путается.
Доказательств
учения не выставлялось никаких, кроме
истины, кроме соответствия
учения с
истиной. Всё
учение состояло в познании
истины и следовании ей, в большем и большем постигновении
истины и большем и большем приближении к ней в делах жизни.
Исполнение
учения только в безостановочном движении — в постигновении всё высшей и высшей
истины, и всё в большем и большем осуществлении ее в себе всё большей и большей любовью, а вне себя всё большим и большим осуществлением царства божия.
Так что по
учению этому все основатели религий, как Моисей и пророки, Конфуций, Лao-дзи, Будда, Христос и другие проповедовали свои
учения, а последователи их принимали их не потому, что они любили
истину, уясняли ее себе и исповедовали, а потому, что политические, социальные и, главное, экономические условия тех народов, среди которых появились и распространялись эти
учения, были благоприятны для проявления и распространения их.
Последствия такого способа утверждения
истины были те, что чем более нагромождались одно за другим эти подтверждения истинности рассказами о чудесах, тем более отклонялось самое
учение от своего первоначального смысла и тем непонятнее становилось оно.
Тысяча восемьсот лет тому назад христианское
учение открыло людям
истину о том, как им должно жить, и вместе с тем предсказало то, чем будет жизнь человеческая, если люди не будут так жить, а будут продолжать жить теми основами, которыми они жили до него, и чем она будет, если они примут христианское
учение и будут в жизни исполнять его.
По этому
учению важно не то, чтобы исповедовать в жизни ту
истину, которая открылась тебе, и вследствие этого неизбежно быть вынужденным осуществлять ее в жизни или по крайней мере не совершать поступков, противных исповедуемой
истине: не служить правительству и не усиливать его власть, если считаешь власть эту вредною, не пользоваться капиталистическим строем, если считаешь этот строй неправильным, не выказывать уважения разным обрядам, если считаешь их вредным суеверием, не участвовать в судах, если считаешь их устройство ложным, не служить солдатом, не присягать, вообще не лгать, не подличать, а важно то, чтобы, не изменяя существующих форм жизни и, противно своим убеждениям, подчиняясь им, вносить либерализм в существующие учреждения: содействовать промышленности, пропаганде социализма и успехам того, что называется науками, и распространению образования.
Вместо всяких правил прежних исповеданий,
учение это выставляло только образец внутреннего совершенства,
истины и любви в лице Христа и последствия этого внутреннего совершенства, достигаемого людьми, — внешнего совершенства, предсказанного пророками, — царства божия, при котором все люди разучатся враждовать, будут все научены богом и соединены любовью и лев будет лежать с ягненком.
Недаром в продолжение 18 веков лучшие люди всего христианского человечества, внутренним, духовным путем познав
истины учения, свидетельствовали о них перед людьми, несмотря ни на какие угрозы, лишения, бедствия и мучения. Лучшие люди эти своим мученичеством запечатлевали истинность
учения и передавали его массам.
По
учению Христа человек, который видит смысл жизни в той области, в которой она несвободна, в области последствий, т. е. поступков, не имеет истинной жизни. Истинную жизнь, по христианскому
учению, имеет только тот, кто перенес свою жизнь в ту область, в которой она свободна, — в область причин, т. е. познания и признания открывающейся
истины, исповедания ее, и потому неизбежно следующего, — как воз за лошадью, исполнения ее.
Нет по этому
учению поступков, которые бы могли оправдать человека, сделать его праведным, есть только влекущий к себе сердца образец
истины для внутреннего совершенства в лице Христа, а для внешнего — в осуществлении царства божия.
Мы все знаем и не можем не знать, если бы даже мы никогда и не слыхали и не читали ясно выраженной этой мысли и никогда сами не выражали ее, мы, всосав это носящееся в христианском воздухе сознание, — все, всем сердцем знаем и не можем не знать ту основную
истину христианского
учения, ту, что мы все сыны одного отца, все, где бы мы ни жили и на каком бы языке ни говорили, — все братья и подлежим только одному закону любви, общим отцом нашим вложенному в наши сердца.
Через несколько лет результаты эти будут еще очевиднее, потому что тогда еще лучше узнают на самом деле
истину, чистоту и всю важность нового
учения.
Ребенок, свежий, открытый к добру и
истине, спрашивает, что такое мир, какой его закон, и мы, вместо того чтобы открыть ему переданное нам простое
учение любви и
истины, старательно начинаем ему вбивать в голову всевозможные ужасающие нелепости и мерзости, приписывая их богу.
Николай Иванович. Я предполагаю, что вы приехали по приглашению Александры Ивановны, с тем чтобы отвлечь меня от моих заблуждений и направить на путь истинный. Если это так, то не будем ходить вокруг да около, а прямо приступим к делу. Я не отрицаю, что я не согласен с
учением церкви, был согласен, а потом перестал. Но всей душой желаю быть в
истине и тотчас же приму ее, если вы покажете мне ее.
Но беда в том, что
ученье это редким из нас впрок идет: редкие решаются собственным умом проверить чужие внушения, внести в чужие системы свет собственной мысли и ступить на дорогу беспощадного отрицания для отыскания чистой
истины; большая часть принимает
ученье только памятью, и если действует иногда рассудком, то не потому, чтобы внутренняя, живая потребность была, а потому только, что в голову заброшено такое
учение, в котором именно приказывается мыслить.
Учения о всегдашнем повиновении установленным властям, о принятии за
истину всего того, что проповедуется людьми, не могут быть приняты человеком, признающим высшим судьей
истины свою божественную природу.
Всякое религиозное
учение и секта доказывает, что она одна нашла
истину.
От этого-то богатые люди и преследовали первых христиан, и от этого-то и сделалось то, что, когда стало ясно, что
истину нельзя уже скрывать, богатые извратили христианское
учение так, что
учение это перестало быть истинным христианским, а сделалось служителем богатых.
Очень удивительно то, что большинство людей тверже всего верят самым старинным
учениям о вере, таким, какие уже не подходят к нашему времени, а откидывают и считают ненужными и вредными все новые
учения. Такие люди забывают то, что если бог открывал
истину древним людям, то он всё тот же и точно так же мог открыть ее и недавно жившим и теперь живущим людям.
Начиная от Сократа до Христа и от Христа вплоть до тех людей, которые из века в век умирают за
истину, все мученики веры доказывают неправду этого рабского
учения и громко говорят нам: «Мы тоже любили жизнь и всех людей, которыми жизнь наша была красна и которые умоляли нас прекратить борьбу.
Если бы Христос не отступал от того
учения, которое тогда считалось
истиной, мы бы не знали его великого
учения.
Учение это в том, чтобы любить бога, как высшее добро и
истину, и ближнего, как самого себя, и делать другим, что хочешь, чтобы тебе делали.
Ч. I. С. 114.], — это воззрение ближе к
истине, нежели
учение, что мир есть механизм, как бы часовой автомат.
При свете христианской веры могут получать справедливую оценку те
истины, которые наличествуют в догматических
учениях нехристианских религий, и те черты подлинного благочестия, которые присущи их культу. Но и для такого признания совсем не нужно стремиться во что бы то ни стало устроить какой-то религиозный волапюк или установить междурелигиозное эсперанто.
В
учении Оригена идеям отрицательного богословия принадлежит свое определенное место, причем нельзя не видеть близости его в этом отношении к Плотину. В книге первой сочинения «О началах», содержащей общее
учение о Боге, резко утверждается Его трансцендентность и непостижимость. «Опровергши, по возможности, всякую мысль о телесности Бога, мы утверждаем, сообразно с
истиной, что Бог непостижим (mcompehensibilis) и неоценим (inaestimabilis).
Важное предчувствие этой
истины мы имеем в глубоком
учении Плотина о двух материях: о меональной материи нашего во зле лежащего мира и о той умопостигаемой материи, которая является субстратом для νους, дает возможность раскрыться его идеям.
И вот она принята в корабль, и вот открыто ей таинственное
учение, и вот верит она ему как несомненной
истине.
Сначала ревностно вдастся в
учение и обрядность избранного толка, но тотчас же убедится, что в нем и не бывало никогда
истины, что и в этот толк антихрист пустил тлетворную свою прелесть…
— Plenus venter non studet libenter [Сытое брюхо к
учению глухо (лат.).], ваша честь! Xe-xe-xe…Вы изволите говорить
истину. Но, ваша честь, нет правил без исключений!
Христианское
учение о благодати и было всегда
учением о восстановлении здоровья, которое не может восстановить закон, но из этой
истины не была построена этика.
Все
учение Платона об Эросе носит характер отвлечённый — отвлечения через восхождение по ступеням от мира чувственного, где даны живые существа, к миру идейному, где возможна лишь любовь к идее, к
истине, к красоте, к высшему благу.
Кант со своим
учением об интеллигибельном характере и свободе, быть может, был ближе к
истине, чем другие философы, хотя он сделал ложные заключения из своего
учения.
Отрицание первой свободы, свободы в вере, в принятии
истины должно вести к
учению о предопределении.
Библейское
учение о творении мира — не последняя
истина, в нем дан лишь один из тезисов антиномии.